Cлово “последний” встречается тут и там в контексте обсуждений альбома «Колибри» «Счастья нет» и официальных пресс-релизов, и это явно не простое кокетство участниц трио или пиар-ход — солистки в последние годы не поддерживали между собой приятельских отношений и работа над новым релизом явно ничего не изменила в лучшую сторону. Вокалистки Елена Юданова, Ирина Шароватова-Кооп и Инна Волкова, каждая из которых ответственна на «Счастья нет» за 5 песен, за время записи ни разу не встретились друг с другом — и вовсе не из-за пандемии. «Это очень удобно», — говорит Волкова.
У «Счастья нет» вообще непростая судьба. Этого альбома вполне могло бы и не быть — к его созданию участниц трио подтолкнул Никита Манаков, который, по словам Волковой, отвечает за соцсети группы. Альбом был записан на средства, собранные с помощью краудфандинга, и состоит в основном из старых песен. Так пять из них были сконструированы на основе вокальных дорожек, сделанных еще в начале нулевых для альбома, которого так и не случилось, еще пять — ремейки песен из предыдущего релиза трио 2009 году «Железные звезды» (его солистки называют «неудачным» — у него действительно был довольно простоватый и старомодный поп-роковый звук).
Объединяют на «Счастья нет» весь этот разношерстный материал не менее пестрые аранжировки, в числе авторов которых значится Олег Эмиров, работавший не только над песнями «Аквариума» и Tequilajazzz, но и над музыкой для одного из российских телеканалов. Участницы «Колибри» не скрывают, что аранжировки всегда отдавали на откуп музыкантам, а сами сосредотачивались на словах и вокальной мелодии. «Ни одна из нас в жизни не нажала ни одной клавиши на записи и не потрогала ни одной струны», — признается Инна Волкова. Олег Эмиров на новом альбоме «Колибри» одновременно отдает должное прошлому группы, к которому явно относится с уважением и любовью, но и не трясется над святыней, в иных песнях не ограничивая себя в экспериментах с электроникой и академической музыкой.
Открывающая альбом песня «Очумелые глаза» — классические «Колибри», настолько сидит где-то в подкорке эта мелодия-«лесенка», которую ты будто бы слышал уже множество раз. Куда интереснее следующая за ней «Народная» с импрессионистической оркестровкой равелевской красоты и изящества. Следующий пик — возможно, самая совершенная песня альбома «Миленький», пробирающий до мурашек театрализированный фолк, захватывающий и непредсказуемый. Что подкупает в «Счастья нет», «Колибри» на четвертом десятке своего существования не отказывают себе в ни на что не претендующем высокохудожественном хулиганстве — например, сингл «Молодая» состоит из звука терменвокса, семпла из мультсериала «Ну, погоди», атонального аккорда, хрустящей электронной перкуссии, будто бы пародирующей джангл, и не поспевающего за ритмом вокала. Любопытен и кокетливый профеминистический гимн «Мальчики невезучие», который Олег Эмиров снабдил коктейльным драм-н-бейсом — может показаться, что это свежее высказывание трио на остроактуальную тему, но на самом деле это самая «древняя» песня на альбоме, придуманная еще в 1998 году.
Стоит напомнить, в 90-е группа сильно выбивалась из российского музыкального контекста, существуя как бы поперек всего музыкального процесса. Их очень питерский по духу театральный арт-поп прибивало то к эстраде (пародийная песенка «Желтый лист осенний» стала всамделишним хитом), то к альтернативному року (записанный на пару с Tequilajazzz альбом «Бес сахара»). В России принято называть почти каждую молодую певицу «новой Земфирой» — между тем Монеточка, Kate NV или, скажем, «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки» имеют гораздо больше общего с «Колибри».
На «Счастья нет» трио отдает долги и закрывает гештальт, находя место и для ностальгии, и для юмора, и для печали. Что же с названием альбома? «Ну а счастья же нет. Взрослые люди имеют право и возможность сказать это вслух: счастья нет», — шутит Инна Волкова. Это альбом людей, имеющих силу воли не только признаться, что счастья нет, но и посмеяться над собой.